Тел.: 8 (4236) 668-010
Факс: 8 (4236) 668-026
e-mail: dkvrangel@mail.ru

 blind

Instagram  OK  VK  

  • Добро пожаловать на официальный сайт

    Добро пожаловать на официальный сайт "Дома культуры п. Врангель" НГО

  • Ансамбль «Журавушка» объявляет дополнительный набор детей от 6 до 8 лет

    Ансамбль «Журавушка» объявляет дополнительный набор детей от 6 до 8 лет

    Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Образцовый ансамбль народного танца «Журавушка» объявляет дополнительный набор детей от 6 до 8 лет. Подробнее
  • 21 февраля в 14:30 VI молодежный конкурс «Кодекс чести»

    21 февраля в 14:30 VI молодежный конкурс «Кодекс чести»

    Вход свободный. Подробнее
  • 23 февраля в 14:00 праздничный концерт «С Днем защитника Отечества»

    23 февраля в 14:00 праздничный концерт «С Днем защитника Отечества»

    Вход свободный. Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProId5d82e20598

Пасха – это самый красивый, самый светлый, добрый и самый важный праздник в Православии.

Пасха – это воскресение Иисуса Христа. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.

Праздник Пасхи празднуется уже боле 2 000 лет. Святые апостолы передавали смысл и традиции этого праздника своим ученикам. И так из поколения в поколение он дошел и до наших дней.

К этому празднику православные христиане готовятся 40 дней, постятся.  А вот в светлое Христово Воскресение можно позволить себе любую пищу. На стол надо ставить и особые угощения, которые готовят только раз в году - это пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца.

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProId9e943e859c

Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Это самый веселый и разгульный праздник. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, знаменовавшим проводы зимы. Длился он целых две недели — 14 дней.

Сейчас Масленица празднуется 8 дней, и каждый день имеет определенное название.В первый день Масленицы, который назывался встречей, из соломы делали чучело Масленицы (или соломенного мужика),надевали на него старую одежду,  повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProIdfbba8fb9af

Праздник Сретения Господня (15 февраля) относится к древнейшим и наиболее почитаемым праздникам христианской церкви. Простыми крестьянами он воспринимался как переломное время года, граница между зимой и весной. Само название праздника – Сретение – объяснялось тем, что в этот день зима с летом встречаются, солнце на лето, а зима на мороз поворотила.

Есть у этого праздника и другое название – Громницы, в этот день в церкви освящали громничные свечи, которые крестьяне потом в течение целого года хранили в красном углу и зажигали во время грозы для защиты от грома, молнии и нечистых духов.

Совершались в праздник Сретения и другие благочестивые обряды. В некоторых губерниях Великороссии принято было обходить домашние постройки и всё хозяйство с иконой Спаса или Сретения Господня; когда икону заносили обратно в дом, вся семья  с домохозяином во главе падала ниц и восклицала: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». В других областях принято было на Сретение освящать в церквях воду, она считалась лечебной, её применяли против болезней и порчи.

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProId08b95e8316

Этот праздник, посвящённый пришествию в мир Спасителя человечества, у всех христиан считался величайшим, всемирным и самым радостным. Особое внимание в Рождество придавалось Рождественскому деревцу, его приносили в дом и украшали фруктами, колосьями и орехами, сладостями, обрядовым печеньем, бумажными цветами и лентами.

С 7 по 19 января (с 25 декабря по 6 января по ст. ст.) проходили самые весёлые деньки, которые назывались Святки. Святки – пример того как уживаются христианские традиции с языческими праздниками и обрядами. С 7 по 14 января называют «Святыми вечерами», а с 14 по 19 января – «Страшными вечерами», считали что в это время идёт разгул нечистой силы.

Молодёжь с наступлением Рождества отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки: Дайте коровку,

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProIdc345761f6f

14ноября (1 ноября по старому стилю) - Кузьма и Демьян, Кузьминки, день памяти братьев бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии.

Легенда гласит, что братья получили хорошее образование и стали лекарями, а благодаря дару от Бога могли лечить и людей от разных болезней и скот, но «не дабы златом и сребром обогатиться, но Бога ради». Строго соблюдали братья-бессребреники заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте».

Кузьма и Демьян – у восточных славян были одни из самых почитаемых святых. Их считали покровителями брака и многих ремёсел, разных наук, кузнечного искусства и женского рукоделия, но в первую очередь – целительства.

С Космой и Дамианом – Божиими ковалями – в народной традиции связывалось множество поверий и обычаев. Например, русские верили, что святые по осени куют на реках ледяные мосты и сковывают землю стужей: «Кузьма-Демьян куют лёд на земле и на водах», «Кузьма-Демьян с гвоздём, а Никола с мостом».

Так же они выступают как свадебные кузнецы, покровители брака и супружества, способные накрепко «случить молодых». В старинных обрядовых песнях к ним обращались с просьбой сковать свадьбу крепкую, вековечную, нераздельную, выковать свадебный венец, обручальный перстень. Интересно, что в некоторых случаях Кузьма-Демьян – божество брака – рисовали в женском обличье матушки: «Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки!».

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProId315f9912cb

В традиционной культуре многих народов пояс был обязательной частью женского и мужского костюма. Пояс замыкался в круг, что в представлении наших предков служило оберегом, защитой от всякой нечисти, сглаза и колдовства.

В глубокой древности, как только ребёнок рождался, его сразу подпоясывали шерстяной ниткой. Нитка служила оберегом и приобщала ещё голое существо к человеческому миру.

И детская, и взрослая одежда всегда подпоясывались. А старообрядцы носили даже два: один надевали на голое тело, а второй пояс носили с одеждой.

Поясом подпоясывали сарафаны, рубахи, понёвы. Подпоясывалась  и верхняя одежда, как мужская, так и женская.

Наиболее древними поясами были пояса, сплетенные на пальцах из льняных или шерстяных нитей.

В праздничные дни женщины и девушки надевали пояса, выполненные в более сложной технике.

Пояса были мужские и женские, будничные, праздничные, свадебные и детские.

Снять с человека пояс означало обесчестить его, изменить его социальный статус, превратить в раба, несвободного человека, ибо свободный – подпоясан.

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProIdafd30255e1

Границей «верха» (головы) является шея – рубеж двух сфер. Границу (порубежье), сквозь которую из внешнего мира на тело (дом души) может проникнуть «нежелаемое» опасное, обильно украшали.

Бусы носили женщины разных сословий, и это было одно из самых популярных шейных украшений. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Древнеславянское название ожерелья «монисто» произошло от индоевропейского слова «mono» (шея). Включенные в ожерелье оленьи зубы, собачьи клыки, зерно-каплевидные предметы указывали на защитную функцию. На Руси пронизи, монеты, бляшки на нитке или шнурке; бусы из бисера, кораллов. В южных областях переделано в «намисто».

В XIX веке были распространены «гайтаны» - изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProIdeb83de118d

С Покрова (14 октября) в русских сёлах начинались ежевечерние беседы, засидки: «Пришёл Покров – конец хороводам, начало посиделкам». Для посиделок девушки собирались в одну избу и занимались шитьём и прядением: «Зазимье пришло – засидки привело». Однако на посиделках не только занимались рукоделием, но и веселились, причём вместе с парнями, в это время складывались первые пары.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: конопатили мхом и молились: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром». С этого дня начинали топить в жилых горницах печи, в Тамбовской губернии непременно топили яблоневыми дровами, полагая, что от этого в доме всю зиму будет тепло.

Хозяйки пекли блины и первый блин непременно делили на четыре части и раскладывали в четыре угла, задабривая домового, этот обряд носил название «запекание углов».

С 1 октября начинались Покровские ярмарки, распродавалась часть нового урожая, и в народе по этому поводу приговаривали: «Приспей товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке».

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProId18bb1b7f14

С древних времён материалом для ткачества служили лён, конопля и овечья шерсть. Нити из волокнистых растений шли для изготовления «холста», шерстяные - «сукна».

Родиной льна и конопли считаются Средиземноморье и Азия. До 12века Новгородцы выращивали коноплю, так как нити были незаменимы в изготовлении рыболовецких сетей.

Лён стал широко культивироваться с появлением земледельческих поселений с конца12 века, новгородская земля становиться льноводческим центром Древней Руси. Сеяли лён на хорошо удобренной земле. Сеять начинали, как зацветёт черёмуха.

Было много обрядов при посеве льна, чтобы он был крепким, высоким и урожайным. Например: в корзинку с семенами льна клали крашеные яйца - на урожай; мужчины выходили в поле без порток, чтобы лён был высок; женщины в чистый четверг мылись водой «с яйцом и серебром», чтобы лён был не сорным и чистым.

Продолжение следует...

View the embedded image gallery online at:
http://dkvrangel.ru/puteshestvie-k-istokam#sigProIdd7af6d83aa

14 сентября по народному календарю называется «Семён–летопроводец».

Это первая встреча осени. В этот день начинается бабье лето и продолжается до 21 сентября. На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали), зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме (Тамбовская губерния). Есть такая примета: убьёшь муху до Семёна-дня - народиться семь мух; убьёшь после Семёна-дня - умрёт семь мух.

«Потешный» обычай хоронить мух и тараканов сводился к следующему:

«Похороны устраивают ребята, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови, огурцов маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукатёрником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить»; или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».